вторник, 6 марта 2012 г.

Пиратство и Украина, правовой аспект

Почему Украину еще до недавнего времени считали наиболее проблемной страной в области защиты интеллектуальной собственности? Какие формы приобретает пиратство в нашем государстве? Ответы на эти вопросы мы решили получить на круглом столе, куда пригласили специалистов по авторскому праву

Почти пять лет, а если быть более точным — с марта 2001 года, Украина стабильно находилась в «списке 301» (Report 301). Как известно, в этот список заносят страны, которые не уделяют достаточного внимания защите интеллектуальной собственности. На тот период Украина была крупнейшим производителем и поставщиком пиратских лазерных дисков в Европе. По результатам исследований, в августе 2001 года Управление торгового представительства США приостановило действие привилегий для Украины в рамках программы Общей системы преференций (Generalized System of Preferences), а в 2002 году применило ежегодные санкции в размере $75 млн на импорт из Украины.

Штрафные санкции — не единственный минус нахождения в «списке 301». Не следует забывать, что пребывание в нем портит имидж государства. Однако до последнего времени иностранные наблюдатели не спешили убирать нашу страну из этого списка. В чем же причина такого отношения к нашему государству со стороны западных стран?

Юридические парадоксы

Хотя по всей стране происходят тысячи, или даже десятки тысяч нарушений авторского права, контролирующие органы заводят лишь сотни уголовных дел по факту пиратской продукции. За все шесть лет борьбы с пиратством лишь одно из них было доведено до суда (нарушители получили условный срок).

Александр Бернатович: «Я видел, как работает таможня в США. Там эта служба — главное препятствие для ввоза нелицензионных дисков или другой продукции»

Существует еще одна проблема — отсутствие нормальной экспертизы интеллектуальной собственности, которая мешает довести дело до суда. К тому же ситуацию усугубляет вездесущая коррупция. По словам Александра Бернатовича, генерального директора компании «ИТ-консалтинг», на следующий день после открытия уголовного дела по факту пиратской продукции к следственному прокурору выстраивается очередь из «обиженных». Возникает вопрос: о чем в неофициальной обстановке могут говорить судебный эксперт и подсудимый? Кстати, цена пиратских дисков теперь доходит до 20 грн, и, по мнению Александра Бернатовича, это происходит по причине того, что в цену входит взятка правоохранительному контролирующему органу.

Помимо этого, в таможенной службе отсутствует контроль ввозимых продуктов интеллектуальной собственности. Там считают, что пока правообладатель не заплатит деньги, не внесет объекты в депозитарий, ничего защищать не надо. Это грубо противоречит международным правилам.

С Александром Бернатовичем соглашается и Станислав Левицкий из компании Wega Distribution. По его словам, вполне очевидна недостаточная активность контролирующих государственных органов. Кроме того, не все разработчики ПО имеют юридических представителей в Украине, что усложняет процесс подачи судебных исков. Не отработана процедура защиты авторских прав. Это связано прежде всего с различными сложностями процессуального характера, поскольку непонятно, как вести такие расследования — нет достаточного опыта.

Взгляд из-за океана

Станислав Левицкий: «Ни одна компания, формирующая положительный имидж на рынке, не должна нарушать закон, используя нелицензионное ПО»

Наивно было бы думать, что ситуация в Украине останется незаметной для иностранных наблюдателей — скорее наоборот. Осенью минувшего года Международный альянс интеллектуальной собственности (International Intellectual Property Alliance, IIPA) на своем веб-сайте www.iipa.com опубли-ковал текст обращения к Торговому предста-вительству США, в котором изложил рекомендации относительно Украины. Уже четвертый год подряд IIPA считает Украину едва ли не самой пиратской страной мира. Причина в том, что еще в 2000 году между Б. Клинтоном и Л. Кучмой была подписана специальная программа действий, ни один пункт которой не выполнен до сих пор. Из пяти претензий к Украине первая и третья относятся к нашим заводам — производителям компакт-дисков.

Несмотря на заверения наших чиновников, что нарушений там нет, IIPA убежден, что на заводах происходит ночное тиражирование нелицензионных дисков. Причем руководство этих предприятий не привлекается к ответственности, хотя украинские рынки (такие как Petrovka Market) полны этой продукцией.

По словам Александра Бернатовича, наши чиновники перекладывают вину за выпуск контрафактной продукции на российские заводы, на самом же деле все значительно сложнее. Несколько лет назад семь украинских линий переехали в Подмосковье, и Россия увеличила выпуск компакт-дисков более чем в два раза (до 750 млн). Совсем недавно было обнаружено 200 тыс. дисков, которые должны были транзитом через Украину переправляться в Европу. Правоохранительные органы задержали эту партию и сейчас проводят расследование. Таким образом, первая претензия Международного альянса заключается в том, что Украина является транзитером многих миллионов дисков для Европы и развитых стран.

Показательным фактом было то, что во время Евровидения пиратские диски исчезли с рынка Украины, но как только этот конкурс закончился, диски появились снова. По этой причине IIPA сделал вывод, что здесь существует коррумпированная система: сверху дали команду — и все пираты спрятали свою продукцию, а через некоторое время она появилась вновь.

Новые формы пиратства

Вадим Косый: «Интернет-пиратство на пороге бума. И чем дальше, тем оно будет опаснее»

Последний факт, который настораживает Международный альянс, — это все более прогрессирующее в Украине интернет-пиратство. Дело в том, что организации, которые предоставляют широкополосный доступ в Интернет, разделили свой трафик на внутренний и внешний. Например, у некоторых провайдеров 100 грн стоят или 8 Гбайт внутреннего трафика, или 500 Мбайт внешнего. Вследствие этого пираты начали создавать внутренние сайты с высокой скоростью считывания, на которых легко доступны любые продукты авторского права — от сотен фильмов до программных приложений. И если раньше было невыгодно загружать большие продукты (500—600 Мбайт), то есть легче было пойти на базар и купить пиратский диск, то сейчас намного выгоднее его скачать.

Вадим Косый из компании «ABBYY Украина» дополнил мрачный прогноз: «Вчера за 100 грн было доступно четыре, сегодня восемь, а завтра будет 20 Гбайт». Чем дальше, тем интернет-пиратство опаснее. «Все вышеназванные факты привели к штрафным санкциям IIPA», — подытожил А. Бернатович.

Какого цвета пираты?

Вадим Шарапа: «Из-за юридических коллизий иногда случаются парадоксальные ситуации, когда пират начинает судиться с правообладателем»

Несовершенное законодательство не только не разрешает довести уголовное дело до суда, но и создает парадоксальные ситуации, когда пират начинает судиться с правообладателем. В частности, к таким коллизиям приводят контрольные марки, которые выдаются на продукты авторского права. Например, Вадим Шарапа из компании «1С Мультимедиа Украина» классифицирует пиратство на откровенное (черное), неоткровенное (серое), а также белое. Черное пиратство — это когда ПО записано на CD-болванке без какой-либо маскировки. Серое — когда торговая фирма заключила договор с разработчиком, который присутствует на территории Украины, получила контрольные марки и продает диски с этими продуктами. С юридической точки зрения здесь не на что жаловаться. И есть белое пиратство — на компьютерные игры производства, например, компании 1С выпускаются контрольные марки по фальшивым договорам. Причем наименования продукта на марках, как правило, не соответствует реальному названию игры, но контрольная марка выдается, хотя это грубое нарушение. И на украинских рынках присутствует множество подобных компакт-дисков.

Юридические иски — не стимул

Павел Жданович: «Я готов организовать горячую телефонную линию для потребителей с целью отслеживания контрафактных программ»

Как отслеживать пути распространения контрафактной продукции? Павел Жданович, директор компании «Софтпром», думает, что необходимы какие-то конкретные предложения. Например, выделить деньги на горячую телефонную линию, а дальше — по аналогии с другими странами: «Если вы нашли эту копию Electronics Arts, то звоните по указанному телефону. У нас есть горячая линия, с помощью которой можно сообщить о нарушении и проконсультироваться».

Впрочем, Евгений Созанский из «Майкрософт Украина» придерживается другой точки зрения. Он на 100 % уверен, что юридические риски не являются стимулом для приобретения легальной программной продукции в любой стране, это лишь одна из составных мотиваций при покупке ПО. Ведь есть огромный спектр преимуществ, которые предоставляет легальная продукция. Это качественная (часто круглосуточная) техническая поддержка, более надежная работа программ в сравнении со «взломанным» ПО, чистота перед законом со всеми положительными последствиями. Как считает Станислав Левицкий, приобретая лицензионное программное обеспечение, покупатель получает элементарный «душевный покой» перед проверяющими органами, своими клиентами и партнерами. Ни одна компания, которая формирует положительный имидж на рынке, не может разрешить себе грубо нарушать закон, используя нелицензионные продукты.

Положительные тенденции?

Евгений Созанский: «Юридические риски не являются стимулом для приобретения лицензионных продуктов. Есть огромный спектр преимуществ, которые предоставляет легальное ПО»

Что же изменилось в нашей стране по отношению к интеллектуальной собственности за последний год? Прежде всего, в июле 2005 года Украина приняла новый закон по борьбе с пиратским производством CD и DVD. С точки зрения Е. Созанского, позитивные изменения состоят в том, что государство подало наглядный пример уважения к авторскому праву, подписав договор о легализации ПО в органах исполнительной власти.

Это один из самых ярких сигналов для бизнеса. Правда, пока идет речь о лицензировании только продуктов Microsoft, а что же относительно другого ПО? Ответ Вероники Березанской, представителя Государственного департамента интеллектуальной собственности (ГДИС) звучит так: «Кто не стучит, тому не открывают. Если правообладатели хотят защитить свои права, пусть выходят с нами на контакт». Чем теснее будет работать государство и компании-правообладатели, тем позитивнее будет результат.

И, наконец, последнее. Реакция из-за рубежа на положительные изменения в области авторского права в Украине не заставила себя долго ждать. 24 января администрация США объявила о восстановлении статуса Украины как участника американской Общей системы преференций (ОСП) в связи с улучшением ситуации с защитой прав интеллектуальной собственности.

Вероника Березанская: «Кто не стучит, тому не открывают. Если правообладатели хотят защитить свои права, пусть выходят на контакт с ГДИС»

Восстановление статуса Украины в рамках ОСП разрешает осуществлять ввоз из Украины в США на беспошлинной основе более трех тысяч наименований товаров (штрафные санкции на импорт из Украины были приостановлены еще в конце лета 2005 года). Кроме того, власти США заявили о намерении изменить статус нашего государства в «списке 301» — переместить Украину из списка стран с наиболее неблагоприятной ситуацией на рынке интеллектуальной собственности Priority Foreign Country (Приоритетная заграничная страна) в список Priority Watch List (Перечень приоритетного надзора). А это значит, что имидж Украины на международной арене улучшается.

 

Международный альянс интеллектуальной собственности (IIPA), объединяющий семь крупнейших ассоциаций американских производителей контента, в своём ежегодном отчёте рекомендовал Торговой палате США включить Украину в приоритетный "список 301" – ежегодный рейтинг стран по уровню защиты прав интеллектуальной собственности, пишет "КоммерсантЪ-Украина". Кроме Украины, в список из 13 стран попала Россия.
 
IIPA отмечает, что в Украине стремительно развивается пиратство, а власть не проявляет интереса к борьбе с ним.
 
Включение страны в этот список исключает её из "Общей системы привилегий" – программы, созданной правительством США с целью содействия экономическому росту развивающихся стран путём предоставления беспошлинного режима для импорта в США 3400 видов товаров из 140 выбранных стран. Среди товаров, которые Украина экспортирует в США и которые попадают под действие привилегий, – сталь, электротовары, протеиносодержащие продукты, а также некоторые виды минералов и металлопродукции.
 
Украина уже была в "списке 301" с 2001 по 2006 год – в 2002 году американское правительство применило к стране санкции в размере 75 млн долл.
 
В конце прошлого года Американская ассоциация звукозаписи (RIAA, член IIPA) по запросу Торговой палаты США составила список из 25 сайтов, являющихся крупнейшими распространителями нелицензионной музыкальной продукции. А в ноябре дипломат экономического отдела посольства США в Украине Алекс Райан заявил, что страна может снова войти в "список 301", если уровень пиратства в ближайшее время не снизится.
 
В своём отчете IIPA уделила особое внимание файлообменнику ex.ua, "которым в 2010 году воспользовались по меньшей мере 50% всех украинских пользователей пиратского контента". А также сайту mp3fiesta.com: "Некоторые музыкальные альбомы на этом сайте можно купить всего за 1 доллар".
 
Представитель ex.ua Валерий Вавилов говорит, что компания, напротив, заключает договоры с местными и зарубежными правообладателями. "Мы также сотрудничаем с Украинской антипиратской ассоциацией, которая теперь может блокировать экранные копии кинофильмов на портале ex.ua. Мы готовим обращение в эту организацию, чтобы дать достоверную информацию о нашем ресурсе. В частности, в отчёте IIPA говорится, что у других стран есть доступ к нашему ресурсу, хотя он закрыт", – отмечает Вавилов.
 
По словам руководителя компании "Интернет Копирайт Менеджмент" (защищает интересы правообладателей в интернете) Максима Кулиша, ex.ua действительно активно сотрудничает с правообладателями: "Но следует признать, что этот ресурс по-прежнему остаётся крупнейшим носителем пиратского контента".
 
В IIPA считают, что основной помехой для эффективной борьбы против интернет-пиратства в Украине является закон "О телекоммуникациях", а именно ст. 40 п. 4 "Об ответственности операторов", где говорится, что интернет-провайдеры "не несут ответственности за содержание информации, передаваемой через свои сети". А ст. 38 предусматривает, что провайдеры могут отключить пользователей от Интернета или заблокировать доступ к сайтам только по решению суда.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий