Факторы, которые способствуют увеличению количества продаж |
· Приятная внешность продавца. · Культура обслуживания. · Доскональное знание товара. · Профессионализм и компетентность. · Настроение продавца. · Его интеллектуальный уровень. · Внутренняя культура продавца. · Индивидуальный подход к каждому покупателю. · Взаимопомощь продавцов. |
Функции продавца при общении с покупателем
Обратите внимание! | |
Функции продавца | Типичные высказывания |
1. Вопросительное поведение — выявить потребность покупателя: | — Какой цвет вам больше нравится? — Что вы думаете об этой вещи? — Не правда ли, удобная штука? |
2. Пояснительное поведение: | — Мне кажется, что вы сомневаетесь в том, что... — Правильно ли я вас понимаю...? |
3. Помощь и поддержка: рассеять сомнения, побороть внутреннее сопротивление; если нужно — успокоить | — На вашем месте я бы не колебался... — Уверен, вы не пожалеете... — У вас прекрасный вкус... — Вам это очень идет... |
4. Позиция понимания: внимательно выслушивать, чтобы сказать в нужный момент: | — Я вас прекрасно понимаю. У моей племянницы (сестры, брата, подруги) такие же проблемы. Они нашли такой выход (предлагается подходящий товар)… — Зачем вам тратить лишние деньги? Возьмите вот эту модель. И подходит больше, и сэкономите... |
Как определить покупателя?
Возможно, вы обратили внимание, что в перечне типичных высказываний из п.1
(Вопросительное поведение) отсутствует классическое «Что вас интересует?». И это не случайно. Продавцу нужно четко уяснить основное правило — покупатель должен вначале заинтересоваться товаром. То есть продавец обязан знать и чувствовать, когда покупатель нуждается в помощи, понимать, когда у него зафиксировался взгляд на определенном товаре (или когда он взял товар в руки), и только тогда подходить к нему.
Без четкой уверенности, что у клиента возник вопрос, к нему не следует подходить и предлагать свою помощь.
Ведь многие посетители приходят в магазин «просто посмотреть»: увидеть новинки, прицениться, помечтать... У них нет намерения совершить покупку «здесь и сейчас». Им нужно предоставить возможность знакомиться с товарами самостоятельно и лишь в случае необходимости демонстрировать соответствующие образцы. Навязчивая фраза «Что вас интересует?», заданная с требовательно-нетерпеливыми интонациями в голосе, отпугнет этих людей от вашего магазина надолго. И в будущем, уже «созрев» для приобретения понравившегося товара, они вряд ли захотят снова придти туда, где навязчивые продавцы чуть ли не хватают за локти посетителей с требованием совершить покупку! Ничто так не вредит имиджу магазина, как «тяжелый», давящий на покупателя персонал.
Но еще хуже навязчивости — полное пренебрежение к посетителю, который не собирается совершать покупки
Современные «элитные» салоны и гигантские супермаркеты, сверкающие стеклом и неоном — ой, совсем не такие! В тамошнем торговом персонале, по большому счету, реальной жизни не больше, чем в безликих манекенах. Как правило, это хорошо воспитанные молодые люди приятной наружности (нередко специально выписанные из модельных агентств), прекрасно обученные, умеющие ослепительно улыбаться... Но ведут они себя подобно автоматам. Когда ты заходишь в модный бутик, продавец мгновенно «одевает» широкую фальшивую улыбку: «Что вас интересует?». Но стоит сказать, что ты зашел просто посмотреть — и все: к тебе поворачиваются спиной. Ты — пустое место; ты меньше чем ничто... Многие столичные магазины так и сливаются для меня в одно вежливо-безразличное лицо холеного продавца или менеджера: «Что вас интересует?». И — поворот спиной... Нет, туда я за покупками не пойду... Чем-то очень важным довелось нам заплатить за нынешний капиталистический «рай», за блестящие витрины магазинов, за тридцать пять сортов колбасы на полке супермаркета. Тем, без чего человек превращается в «зомби» даже быстрее, чем во времена пустых прилавков и прочих прелестей «развитого социализма»...
Обратите внимание! | Неудачные и нетактичные реплики продавца, которые надолго отпугнут людей от вашего магазина |
Реплики продавца | Психологическая реакция покупателя (скрытая или явная) |
· Что вас интересует? · Вам помочь? · Вам что-то показать? · Что вам нужно? · Что вы хотите посмотреть? · Что вы будете покупать? · Выбрали уже нужный товар? · Нашли уже? | · А какое твое дело? И откуда я знаю, что меня заинтересует? · А я что, похож на убогого? Сам не справлюсь? · Я что, слепая? Сама не увижу? · Я в магазине или на допросе у следователя? · А я никуда не спешу! А если вам некогда, то я могу пойти и в другой магазин. |
Запомните: высокомерные обращения типа «Вам помочь?», «Вам что-то показать?», «Сейчас я Вам объясню, покажу, расскажу...» недопустимы: они сразу ставят покупателя в позицию «снизу».
По половому признаку
Продавец должен знать, что в этом смысле женщины более «трудные» покупатели, чем мужчины. Они любят долго выбирать товар. Прежде чем сделать покупку, зайдут и в соседний магазин убедиться, что их выбор — наилучший из возможных. Тут торопить и уговаривать не следует. Другое дело — мужчины. Как правило они действуют спонтаннее: если в магазин зашел, то, значит, за покупкой; засомневался — значит ждет совета.
Четко чувствовать клиента, его потребности и запросы, уметь вовремя преподнести товар, провести покупателя через все этапы продажи — в этом и заключаются профессионализм продавца.
Различные сценарии покупателей
Вот в зал входит покупатель, который требует особого внимания. Неуверенно бродит он вдоль стеллажей и никак не может выбрать нужное. «Вроде бы подходит, да не очень, по цене годится, а как качество?» Для такого главный авторитет — продавец.
А вот совсем другой покупатель — быстро вошедший в зал да еще и размахивающий руками. Он имеет точную цель и готов немедленно получить желаемый результат. Решительно, стремительно направляется он к прилавку и уже на подходе четко отдает команду: «Мне, пожалуйста, вон ту модель. Цвет значения не имеет!» Никакие советы, тем более беседы ему не нужны. Он уже все для себя решил. Но опытный продавец знает, что вскоре этот же громогласный мужчина может снова появиться в магазине и с такой же убежденностью в своей правоте заявить претензию: «Что же вы мне продали? Цвет какой-то непонятный, совершенно не подходит». Тут-то хороший продавец и упрекнет себя. За что? Да за то, что вовремя не выяснил запросы такого покупателя, не дал ему возможность выбрать, а потом уже покупать. Не дал, и создал лишние проблемы для магазина.
Еще один распространенный тип покупателя — гоняющийся за престижем. Зайдя в магазин, он сразу же начинает расспрашивать продавцов о новинках, модных тенденциях. Его интересует только то, что модно и престижно. Для него главное — подняться еще на ступеньку выше других, выделиться среди окружающих. Высокая цена часто служит для него единственным показателем качества. Он ведь хочет всего самого-самого — самого модного, самого дорогого, самого нестандартного, самого необычного, оригинального... Особенно это распространено среди женщин, хотя и мужчины подвержены тем же чувствам, просто не показывают их столь явно. Такой тип сразу заинтересует фраза: «Мы получили на днях новую партию товара. В ней есть модель, которая пока нигде не встречается». Покупателю, следящему за всем модным, следует сказать пару фраз о повышении имиджа, модной тенденции, новейших технологиях, современном течении в дизайне, цветовой гамме и т.п.
Некоторые психологические факторы и мотивы покупок.
Факторы | Мотивы |
1. Материальные факторы | Платежеспособность покупателя, уровень цен, объем предложения товаров, услуг |
2. Потребительские свойства товаров | Технический уровень товара, возможности использования, индивидуальные особенности |
3. Сохранение здоровья | Покупка спорттоваров, более качественных продуктов питания, следование нормам рационального питания и потребления |
4. Вкусы, привычки, навыки | Факторы, связанные с возрастом, социальной средой, национальными особенностями, местом жительства, опытом, образованием, убеждениями, нормами поведения |
5. Подражание | Неосознанное, слепое копирование какого-то знакомого, артиста, спортсмена и т. п. |
6. Подверженность влиянию моды | Желание следовать господствующим массовым вкусам; отдача предпочтения определяемым ими фасонам, конструкциям, стилю оформления и т.д. |
7. Внушаемость | Покупка товаров под влиянием мнения окружающих, под воздействием рекламы |
8. Престижность | Потребность в определенном наборе «имиджевых» товаров, демонстрирующих (по мнению покупателя) высокий социальный статус |
9. Желание выделиться, привлечь внимание, понравится | Стремление купить нечто особенное, что подчеркивало бы внешность или личные особенности покупателя , заставляло бы его выглядеть моложе своих лет и т.п. |
10. Стремление к удобству, облегчению домашнего труда и быта | Приобретение удобной и простой в обращении бытовой техники; демисезонной одежды, которую можно носить в любое время, проч. |
11. Целесообразность, экономия | Приобретение товара, который стоит недорого и будет долго служить. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий