Оригинальный пост http://www.livejournal.ru/money/career/id/747
Раньше это называлось «козёл отпущения», а сейчас психологи придумали красивое научное название: «моббинг», или травля на рабочем месте. Встречается моббинг не так редко, как хотелось бы, а распознать его лучше на начальном этапе – не придётся менять место работы, пишет .
Впервые явление моббинга исследовал в начале 1980-х годов шведский психолог и учёный-медик, доктор Ханц Лейман. Именно он придумал название «моббинг» и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».
Классификация унижения
Есть ещё одно схожее с моббингом понятие – «буллинг». Если в моббинг по отношению к одному сотруднику вовлечён весь коллектив, а нередко и начальство, то буллинг – это травля «тет-а-тет», когда «военные действия» ведутся между двумя коллегами, один из которых является жертвой. Психологи выделили следующие виды моббинга: горизонтальный – травля исходит от сослуживцев; вертикальный – начальство унижает подчинённого, либо наоборот – коллектив решил выжить руководителя; сэндвич-моббинг – самый тяжёлый вид, когда нападки «по всем фронтам», участвуют и коллеги, и руководство. Главное в выявлении моббинга – не спутать серию конфликтов с травлей, целью которой является унижение и запугивание. К тому же, моббинг – явление регулярное и может длиться годами, а рабочие конфликты обычно решаются. Специалисты насчитали 45 характерных проявлений моббинга: утаивание необходимой информации, социальная изоляция, клевета, непрекращающаяся критика, распространение необоснованных слухов, высмеивание, крики, игнорирование успехов и т.д.
Как? и Почему?
Всё начинается с обычного конфликта, который впоследствии становится снежным комом неразрешимых проблем, катящимся в пропасть непримиримой вражды. Вместо того, чтобы проявить друг к другу терпимость и понимание, люди начинают выяснять «кто прав – кто виноват?». В споре выигрывает тот, у кого крепче нервы, если это вообще можно назвать выигрышем. Когда конфликт достигает апогея, люди перестают стеснять себя в средствах, и результатом может стать даже физическое воздействие, то есть драка. Руководство в подавляющем большинстве не вмешивается в подобные конфликты, если само в них не участвует, и жертва моббинга остаётся один-на один со своими проблемами. Собственно, само по себе это явление в компаниях часто провоцируется руководством, имеющим неправильные представления об управленческих механизмах. Негласное хобби таких горе-руководителей – это стравливание подчинённых, создание нездоровой конкуренции между сотрудниками и всевозможные провокации. В случае с коллективной травлей срабатывает психология группы, но, несмотря на это, у жертв моббинга находятся заступники – люди добрые и милосердные, которые в скором времени сдают позиции, понимая, что завтра объектом издевательств могут стать сами. Кстати, первопричиной моббинга являются далеко не лучшие человеческие качества: злоба, зависть, жажда власти над другими людьми, комплексы, в конце концов. Весьма благодатной почвой для возникновения моббинга может служить нездоровая атмосфера в коллективе, когда имеют место быть «кумовство» - родственные связи, сексуальные контакты между сослуживцами и дискриминация. Компании, где нет чёткого разделения обязанностей и перспектив карьерного роста, тоже являются «группой риска», где люди попросту «отрываются» друг на друге. Но чаще всего, причиной моббинга служит обессиленность жертвы, когда человек попросту не может защитить себя, и нападающие чувствуют свою безнаказанность.
Жертвы моббинга
Бытует мнение, что жертва сама виновата в том, что весь коллектив или руководство ополчилось на неё. Дескать, не высовывайся, не отличайся, не проявляй инициативы, не лезь с предложениями – и никто не тронет. На самом деле, всё не совсем так, поскольку моббинг – это, как правило, совокупность причин, а его жертвами может стать совершенно любой сотрудник, вне зависимости от должности, образования, социального статуса и национальности. Ситуации, в которых становятся жертвами моббинга, известны:
1) если сотрудник чем-то отличается от остальных. Чем – неважно, это может быть даже необыкновенное хобби.
2) если в компании недавно произошли ощутимые кадровые перестановки. В этой ситуации жертвой может стать сотрудник, неожиданно получивший повышение, или наоборот – пониженный в должности, либо новичок, пришедший со стороны.
3) моббинг по отношению к новеньким – очень распространённое явление, и по сути является «проверкой на вшивость». Особенной жестокостью этот вид не отличается, и довольно быстро и безкровно заканчивается.
4) часто моббинг начинают люди, не уверенные в стабильности своего рабочего места и боящиеся его потерять. Таким образом они пытаются устранить конкурентов, коими считают удачливых сослуживцев, приехавших из провинции, молодое руководство или напарников по обязанностям.
Последствия и способы предотвращения
Психологи признали, что моббинг – это эмоциональное насилие в чистом виде. Как и любое насилие, оно имеет последствия для физического здоровья и психики жертвы. Тяжесть этих последствий зависит от эмоциональной устойчивости человека, от степени жестокости и продолжительности преследований. Нервные срывы, нарушение сна, депрессии, инфаркты, систематические больничные, банальное нежелание ходить на работу, низкая производительность, сомнения в собственной компетенции – вот далеко не весь перечень. Более того, результаты моббинга можно наблюдать и вне офиса: люди, которые каждый рабочий день приходят на работу с ощущением, что никому не могут доверять, в конце концов становятся крайне подозрительными с близкими, проецируя на них свои неприятности на работе. Жертвам моббинга специалисты советуют просто уйти из компании по собственному желанию – так можно, как говорится, отделаться лёгким испугом, не успев получить глубокую психологическую травму и проблемы со здоровьем. Ибо в этой войне нет победителей, не смотря на то, что жертвы моббинга часто не увольняются именно потому, что не хотят ощущать себя побеждёнными. Даже благожелательно настроенное руководство не в силах изменить ситуацию, если моббинг уже набал обороты. Единственное, что может сделать грамотный руководитель – это приложить максимум усилий для создания в офисе доброй, спокойной обстановки, когда все сотрудники относятся друг к другу с уважением. Ведь значительно приятнее работать в компании, где приятная дружеская обстановка, а не «террариум». В конце концов, есть золотое правило: моббинг существует ровно столько, сколько ему позволяют существовать.
Испытано на себе
Светлана К. (Москва. 35 лет): Я несколько лет проработала в агенстве недвижимости, но мечтала попасть на уровень выше – в элитную недвижимость. В 2004 году мне удалось перейти в нужную компанию на стажировку, и сначала всё шло очень хорошо, пока я не сделала первые продажи. Знаете, я приехала в Москву из Омска и рассчитывать могла только на себя, поэтому работала в поте лица. Видимо, мои успехи очень не понравились старожилам этой фирмы, и началась травля: сначала я заметила, что меня перестали звать с собой в курилку, потом перестали приглашасть на обеды, забывали предупредить о совещании, а затем с моего стола начали пропадать документы, договоры и записные книжки. Я просуществовала в режиме обороны примерно пол года, но когда стало совесем невыносимо терпеть, ушла к конкурентам. И, знаете, не жалею! – дела мои пошли в гору.
Автор: Ольга Толкачёва.
http://officemagazine.ru/Дискуссия в журнале
Комментариев нет:
Отправить комментарий